Identity

Alexandre Bougakov bougakov at MAIL.RU
Sat Jul 15 21:14:02 UTC 2000

*** NOTE: Transliterated message is placed
*** in the bottom of this
*** message as an attachment.
*** Please excuse the size of this posting!

Здравствуйте, Денис,

Saturday, July 15, 2000, 10:57:49 PM, you wrote:

DA> Eto  Vi  Tolstih  pereputali  -  AK  k  tomu  momentu, kogda Paolo
DA> Trubetskoy  yetot  pamyatnik  sozdal, uzhe let dvadtsat' pyat' kak
DA> umer. Naschet zhe avtorstva AN ne znayu tochno, hotya pohozhe.

Да, Вы правы.

Точного  подтверждения  авторства  А.Н.  я  не нашёл, хотя перерыл всю
библиотеку  -  мне казалось, что что-то об этом было в мемуарах Витте,
но я, как оказалось, ошибся.

Есть  ещё  одно  высказывание об этом памятнике, которое приписывается
самому  Паоло Трубецкому - "я просто изобразил скотину двуногую верхом
на  скоте  четвероногом".  Оно  ещё  хлеще  эпиграммы  -  и  столь  же
несправедливее,  как  мне  кажется.  Было много русских царей, которые
заслуживали бы и более тёплого словца, но Александра Третьего к ним не
отнесёшь никак..

Поиски  в Интернете тоже ничего не дали - информации нет даже на сайте
Русского  музея  на  www.rusmuseum.ru.  В  Web  есть  лишь  обрывочные
высказывания  о  том,  что  эпиграмма  "стала ходить по городу", но не
более того.

То  есть  либо  я  прав  насчёт Толстого, либо это действительно чисто
народное   высказывание,   анекдот   того  времени  без  определённого
авторства.

Я  попытался  также  уточнить  и  то, что связано с эпиграммой Демьяна
Бедного  по  поводу  этого памятника, упомянутой Алиной Израэли (Alina
Israeli, aisrael at american.edu). Так вот, я не нашёл ничего, что давало
бы возможность говорить о Д.Бедном как об авторе "комода и бегемота".

Кстати, полностью эпиграмма Д.Бедного звучала как:

"Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья."

Но мне, вообще говоря, много ближе брюсовские "Три кумира":

"... Третий, на коне тяжелоступном,
В землю втиснувшем упор копыт,
В полусне, волненью недоступном,
Недвижимо, сжав узду, стоит.

Исступленно скачет Всадник Медный;
Непоспешно едет конь другой;
И сурово, с мощностью наследной,
Третий конник стынет над толпой, —

Три кумира в городе туманов,
Три владыки в безрассветной мгле,
Где строенья, станом великанов,
Разместились тесно по земле."

Еще  мне  нравится  очерк  Максима  Соколова  "Царь-мужик" о столетней
годовщине  смерти  Александра  III в М.Соколов, "Поэтические воззрения
россиян  на историю", том I - "Разыскания". Стр. 36-37. Москва, изд-во
"Русская панорама", 1999.

Да,  ещё я нашёл две хорошие фотографии памятника в Web, которые лежат
на  http://www.peterlink.ru:8003/chronograph/image/chronograph22-3.jpg
(начало века)  и  на http://www.enlight.ru:8000/camera/53/jul24_35.jpg
(наши дни).

Увы,  массивная  скульптура  теперь  установлена  во  дворе Мраморного
дворца  на  скромный  пьедестал  ленинского броневика, а не на высокий
пьедестал  из  порфира,  что  лишает  вопрос  актуальности  в  части о
"комоде"...

С большим приветом Петербургу из Москвы,

Alexandre Bougakov <mailto:bougakov at mail.ru>

Sociological    faculty    of   the   Higher   School   of   Economics
(http://www.hse.ru/fakultet/sociology/default.html),  Moscow,  Russian
Federation

My website is http://SocioLink.narod.ru/ (thousands of sociology
related links on the Web - in Russian, Microsoft Internet Explorer 4
or higher is required)

My PGP key ID is 0x97F20C99, Key Fingerprint is C83C 5998 F43A BEB7
70DF B8FC CC5E 960E 97F2 0C99 (PGP version is 6.0.2i)

P.S.  За что я так люблю этот discussion list - так это за неожиданные
задачи,  которые  он  иногда  подкидывает.  Спасибо  всем,  кто задаёт
хорошие  вопросы,  которые  заставляют  отвлечься  от  рутинных  дел и
немножко напрячь мозги!!!