Ploschadnoj shrift

Edil Legno peitlova at TISCALINET.IT
Wed Nov 6 09:11:30 UTC 2002

Я обратилась к знатокам шрифта по вопросу площадного шрифта.Вот ответ.
Katarìna Peitlovà,Ph.Dr.

Дорогая Катарина,

Вне контекста романа на Ваш вопрос невозможно ответить.

В романе "Идиот" князь Мышкин говорит:

...Потом я вот тут написал другим шрифтом: это круглый крупный французский шрифт прошлого столетия, иные буквы даже иначе писались, шрифт площадной, шрифт публичных писцов, заимствованный с их образчиков (у меня был один), — согласитесь сами, что он не без достоинств...

Насколько я могу судить, в данном контексте под словом "площадной" имеется в виду не его обычное современное, как Вы правильно заметили, значение "грубый". В данном случае, как я понимаю, это означает в буквальном смысле "написанный на площади", то есть почерк французских писцов XVIII века, которые на площади за деньги писали письма и другие документы по заказу малограмотных людей. То есть мне кажется, что слово "площадной" здесь -- не характеристика качества, а просто указание на место, где этот шрифт был написан.

Могу добавить также, что "круглый французский шрифт" -- это рондо почти без наклона (ширококонечным пером), а упоминаемый далее английский -- это очень наклонный почерк, выполяемый остроконечным металлическим пером, который по-английски называется Spencerian или English. Русский писарский почерк похож на английский, но несколько грубее. Забавно, что примерно такому почерку в России в начальной школе учили детей вплоть до середины ХХ века.

Если вас интересует еще что-нибудь про русские шрифты, спрашивайте, пожалуйста, не стесняясь. Хотя я больше занимаюсь наборными, а не рукописными шрифтами, но постараюсь ответить.

С приветом,

Владимир Ефимов
Арт-директор

ПараТайп