Rubles and Dollars

Alina Israeli aisrael at AMERICAN.EDU
Tue Sep 4 15:55:38 UTC 2012

Prices do tell a lot. Anna Karenina is a very good source:

After a lavish dinner where Oblonsky and Levin ate absolutely
everything, much of it imported from France:

Когда татарин явился со счетом в
двадцать шесть рублей с копейками и с
дополнением на водку, Левин, которого в
другое время, как деревенского жителя,
привел бы в ужас счет на его долю в
четырнадцать рублей, теперь не обратил
внимания на это, расплатился и
отправился домой, чтобы переодеться и
ехать к Щербацким, где решится его
судьба.

This dinner strikes me as at least $500 to $1000 dinner, maybe more.

Price of land with the forest:

- Это значит, ты даром отдал лес, -
мрачно сказал Левин.

- То есть почему же даром? - с
добродушною улыбкой сказал Степан
Аркадьич, зная, что теперь все будет
нехорошо для Левина.

- Потому, что лес стоит по крайней мере
пятьсот рублей за десятину, - отвечал
Левин.

десятина = about 2.7 acres

A long passage about Vronsky's income and the enormity of 200,000
ruble income, but of course military men had no income and had to
support themselves:

Первое, за что, как за самое легкое,
взялся Вронский, были денежные дела.
Выписав своим мелким почерком на
почтовом листке все, что он должен, он
подвел итог и нашел, что он должен
семнадцать тысяч с сотнями, которые он
откинул для ясности. Сосчитав деньги и
банковую книжку, он нашел, что у него
остается тысяча восемьсот рублей, а
получения до Нового года не
предвидится. Перечтя список долгам,
Вронский переписал его, подразделив на
три разряда. К первому разряду
относились долги, которые надо было
сейчас же заплатить или, во-всяком
случае, для уплаты которых надо было
иметь готовые деньги, чтобы при
требовании не могло быть минуты
замедления. Таких долгов было около
четырех тысяч: тысяча пятьсот за
лошадь и две тысячи пятьсот
поручительство за молодого товарища
Веневского, который при Вронском
проиграл эти деньги шулеру. Вронский
тогда же хотел отдать деньги (они были
у него), но Веневский и Яшвин
настаивали на том, что заплатят они,а
не Вронский, который и не играл. Все это
было прекрасно, но Вронский знал, что в
этом грязном деле, в котором он хотя и
принял участие только тем, что взял на
словах ручательство за Веневского, ему
необходимо иметь эти две тысячи
пятьсот, чтобы их бросить мошеннику и
не иметь с ним более никаких
разговоров. Итак, по этому первому
важнейшему отделу надо было иметь
четыре тысячи. Во втором отделе, восемь
тысяч, были менее важные долги. Это
были долги преимущественно по
скаковой конюшне, поставщику овса и
сена, англичанину, шорнику и т. д. По
этим долгам надо было тоже раздать
тысячи две, для того чтобы быть
совершенно спокойным.  Последний отдел
долгов - в магазины, в гостиницы и
портному - были такие,о которых нечего
думать. Так что нужно было по крайней
мере шесть тысяч на текущие расходы, а
было только тысяча восемьсот. Для
человека со ста тысячами дохода, как
определяли все состояние Вронского,
такие долги, казалось бы, не могли быть
затруднительны; но дело в том, что у
него далеко не было этих ста тысяч.
Огромное отцовское состояние,
приносившее одно до двухсот тысяч
годового дохода, было нераздельно
между братьями. В то время как старший
брат женился, имея кучу долгов, на
княжне Варе Чирковой, дочери
декабриста, безо всякого состояния,
Алексей уступил старшему брату весь
доход с имений отца, выговорив себе
только двадцать пять тысяч в год.
Алексей сказал тогда брату, что этих
денег ему будет достаточно, пока он не
женится, чего, вероятно, никогда не
будет. И брат, командуя одним из самых
дорогих полков и только что женившись,
не мог не принять этого подарка. Мать,
имевшая свое отдельное состояние,
кроме выговоренных двадцати пяти
тысяч, давала ежегодно Алексею еще
тысяч двадцать, и Алексей проживал их
все.

Again his income of 45,000 rubles strikes me as a lot more than $270K,
never mind income tax and retirement fund.

And then again what does "now" mean? I remember in the early 80's the
editor of Forbes or Money magazine said that a millionaire is one who
has 5 million dollars. Nowadays no one talks about millionaires
(except in some obsolete reality shows), only of billionaires.

AI

Associate Professor of Russian
LFS, American University
4400 Massachusetts Ave.