Pussy Riot

Slivkin, Yevgeniy A. slivkin at OU.EDU
Tue Mar 20 06:55:44 UTC 2012

Уважаемая Галина!

О прихожанах конца 70-ых- начала 80-ых у меня, честно говоря, другие впечатления. Молодежи в церкви было немало..

Вы, студенты МГУ, читали библию в университетской читалке, а у меня она стояла на полке рядом с Махабхаратой! Купить нельзя было, а достать можно!

В Ленинграде в Александро-Невскую лавру ходили все, как в Москве в Брюсовский переулок (и в Лаврушинский пер. тоже!).

Из моих близких друзей в начале 80-ых крестились литературовед Карен Степанян, режиссер-документалист Александр Слободской, актриса Марина Ливанова... Это я говорю только о самых близких друзьях, а уж просто мои приятели и знакомые, принявшие в эти годы крещение и более-менее регулярно ходившие в церковь, исчисляются дюжинами!

 Советский Союз был такой большой и разной страной, что у всех у нас там живших совершенно разный жизненный и эмоциональный опыт. Я плохо знаю срез культуры провинциальных российских городов этого периода - а там все могло быть по-другому! Может быть Вы, хотя и москвичка, этот срез просто знаете лучше.

Поэтому, я думаю, что ни плакать, ни смеяться по поводу моего мнения, что хождение в церковь в те времена особого геройства не требовало, не надо.

Я с Вами согласен, это чаще всего было фрондерство, это было "cool", как говорят наши студенты!

Но если бы власти хотели это намертво пресечь, пресекли бы! Мирились они с этим. Сейчас вспомнил, мой приятель, корреспондент новостной редакции Ленинградского ТV работал в бригде, освещавшей выезд Г.В. Романова, первого секретаря Ленинградского Обкома КПСС в Тихвинский, кажется, колхоз. И спросил тов. Романов, как рассказывал мой приятель, тракториста:"А день сегодня какой, знаете?" "Воскресенье", - говорит тот. "Пасха!", - поправил мужичка Романов, - "Нельзя забывать!" Это тов. Романов - страшный человек, задавивший в Ленинграде и театр и литературу!

Мне вот Иван Есаулов Солженицина читать посоветовал, а я ему забыл посоветовать А. Юрчака прочитать "Everything Was Forever Until IT WAS NO MORE" это исследование показывает, насколко сложной и интересной была советская действительность 70-ых и 80-ых годов, какие парадоксы ее создавали.

С уважением

Евгений Сливкин