G. Galagan

Donna Orwin donna.orwin at UTORONTO.CA
Wed May 14 00:25:14 UTC 2014

Dear Colleagues,

As promised, below you will find an obituary of G. Ia. Galagan. It was prepared at Pushkinskii dom, and pays tribute to the outstanding qualities of Galina Iakovlevna both as a scholar and as a person.

Best to all,

Donna Orwin

Памяти Галины Яковлевны Галаган

28 апреля 2014 года,  незадолго до своего 79-летия, ушла из жизни Галина Яковлевна Галаган, доктор филологических наук, заместитель главного редактора журнала <Русская литература>, автор многочисленных научных трудов, хорошо известных в России и за рубежом.
Вся творческая деятельность Г. Я. Галаган связана с Пушкинским Домом. Окончив филологический факультет Ленинградского государственного университета в 1958 году, она в том же году по рекомендации своего учителя, Б. И. Бурсова, поступила на работу в Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. В конце 1950-х - начале 1960-х годов Г. Я. Галаган была сотрудником Группы источниковедения и библиографии. Работа в этой группе под руководством К. Д. Муратовой приучала вчерашнюю студентку к строгим требованиям академического исследования - внимательному знакомству с печатными работами на ту или иную научную тему, к отбору материала по принципу наибольшей важности, к библиографической точности описаний.

В 1964-1966 годах Галина Яковлевна работала в Тургеневской группе, а в 1967-1995 годах - в Группе Достоевского, участвуя в академических изданиях Полного собрания сочинений и писем И. С. Тургенева в 28 томах; Полного собрания сочинений и писем Ф. М. Достоевского в 30 томах, для которого подготовила роман <Подросток>, а также совместно с коллегами <Дневник писателя> 1873 года и письма; <Летописи жизни и творчества Ф. М. Достоевского> (1995, т. 3); в серийном издании Пушкинского Дома <Достоевский. Материалы и исследования>. Г. Я. Галаган стала опытным текстологом и комментатором произведений русских классиков. В 1969 году она защитила кандидатскую диссертацию <У истоков творчества Л. Н. Толстого>, писателя, которым была увлечена еще в студенческие годы и которому осталась верна всю свою жизнь. Книга <Л. Н. Толстой. Художественно-этические искания> (Л., 1981), получившая широкое научное признание, стала основой ее докторской диссертации, защищенной в 1984 году. Перу Галины Яковлевны принадлежат посвященные Л. Н. Толстому главы в четырехтомной <Истории русской литературы> (1982, т. 3; 1984, т. 4), подготовленной Пушкинским Домом. С 1996 года Г. Я. Галаган - член Редколлегии капитального издания в 100 томах Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого, выпускаемого в Москве.
Г. Я. Галаган была редактором (совместно с Н. И. Пруцковым) сборника <Л. Н. Толстой и русская литературно-общественная мысль> (Л., 1979), автором статей <Герой и сюжет “Дневника одной недели” Радищева> (1977), <Путь Толстого к “Исповеди”> (1979), <Проблема общественного мнения в наследии Л. Толстого> (1989), <Проблема “лучших людей” в наследии Ф. М. Достоевского> (1996), <Сад Федора Павловича Карамазова> (2000), <Молодой Л. Толстой и “Сентиментальное путешествие” Л. Стерна (Испытание иронией)> (2003), <Лев Толстой: закон насилия и закон любви> (2008) и др.
С 1988 года, будучи ведущим, а затем и главным научным сотрудником Института русской литературы, Г. Я. Галаган стала заместителем главного редактора журнала <Русская литература>, авторитетного академического издания, известного во всем филологическом мире. Постоянной и напряженной работой в этом издании Галина Яковлевна была занята буквально до последнего дня своей жизни. В значительной степени благодаря ее усилиям журнал, несмотря ни на какие внешние метаморфозы и веяния, сохранил приверженность научным принципам Пушкинского Дома, демонстрируя высокий уровень академических исследований. Эта работа требовала энциклопедических знаний и напряженного ритма. В постоянном общении с многочисленными авторами - коллегами, отечественными и зарубежными исследователями, ― Галина Яковлевна всегда была внимательна, доброжелательна и вместе с тем принципиальна.
Г. Я. Галаган никогда не теряла связи с Ленинградским - Петербургским государственным университетом. Многие годы она совмещала научную и педагогическую деятельность - вела просеминар по Толстому на филологическом факультете, была членом Специализированного совета по защите докторских диссертаций. У нее осталось немало учеников - студентов и аспирантов, глубоко благодарных своему учителю, щедро делившемуся своими знаниями и опытом. В этом смысле, и не только в этом, Г. Я. Галаган продолжала лучшие традиции петербургской научной школы.
Филологической науке Галина Яковлевна была предана беззаветно. Все силы души, всю страсть она отдавала именно ей. Любую взятую на себя работу Г. Я. Галаган выполняла с безграничной самоотдачей и ответственностью. Как раз эти качества, в первую очередь, она стремилась воспитать в своих учениках. Но она и сама училась неустанно. Внимательный взгляд и безошибочное чутье помогали ей отмечать лучшее, плодотворное, перспективное в потоке идущих через ее руки сочинений. Все это удерживалось в ее сознании и, безусловно, помогало в редакторской деятельности.
Да, работа была главным элементом в жизни Г. Я. Галаган. Но любая - и любимая, и срочная - работа отступала на второй план, если Галина Яковлевна видела, что кто-то нуждается в ее поддержке. Она бросалась помогать, не считаясь ни со временем, которого всегда и всем не хватает, ни со средствами, ни с собственным, в последние годы уже очень слабым, здоровьем. Но многие ли знали об этой слабости? Галина Яковлевна чрезвычайно редко посвящала даже близких ей людей в свои скорби. Ей было свойственно большое терпение и мужество. К тому же она была убеждена, что именно она всем и каждому обязана участием и заботой. Это был настоящий талант отзывчивости и всегдашней готовности помочь. Неудивительно, что так много людей разных профессий, возрастов и званий собрались в Актовом зале Пушкинского Дома, чтобы заявить о любви и признательности дорогому всем человеку и проводить Г. Я. Галаган в последний путь.
Новые поколения будут обращаться к ее научным трудам. Коллеги, ученики, друзья, все, кому посчастливилось знать этого яркого ученого и замечательного человека, навсегда сохранят благодарную память о Галине Яковлевне Галаган.
Институт русской литературы
(Пушкинский Дом) РАН

Donna Tussing Orwin, Professor and Chair
Department of Slavic Languages and Literatures
University of Toronto
President, Tolstoy Society
Alumni Hall 421
121 St. Joseph St.