Povest' - etymology, thoughts?

Blake Galbreath blg4u at VIRGINIA.EDU
Fri May 15 18:32:49 UTC 2009

The Encyclopedia Krugosvet (under yandex.ru) gives a lengthy explanation
(not sure how much you are looking for).  Below are the first two
paragraphs.  There is a bibliography at the end.

ПОВЕСТЬ. Слово "повесть" происходит от глагола "поведать". Старинное
значение термина -- "весть о каком-то событии" указывает на то, что этот жанр
вбирает в себя устные рассказы, события, виденные или слышанные
рассказчиком. Важным источником таких "повестей" являются летописи (*Повесть
временных лет* и др.). В древнерусской литературе "повестью" называли всякое
повествование о каких-либо событиях (*Повесть о нашествии Батыя на Рязань*,
*Повесть о Калкской битве*, *Повесть о Петре и Февронии* и др.".

Современное литературоведение определяет "повесть" как эпический
прозаический жанр, занимающий промежуточное место между
романом<http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/9/90/1012359.htm>,
с одной стороны, и рассказом и новеллой -- с другой. Однако объем сам по себе
еще не может указывать на жанр. Романы
Тургенева<http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/e/e6/1010326.htm>
*Дворянское гнездо* и *Накануне* меньше некоторых повестей, например, *
Поединка* Куприна<http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/6/6c/1008534.htm>.
*Капитанская дочка*
Пушкина<http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/4/4e/1011719.htm>не
велика по объему, но все, что происходит с главными героями, тесно
связано с крупнейшим историческим событием 18 в. -- Пугачевским бунтом.
Очевидно, именно поэтому сам Пушкин называл *Капитанскую дочку* не повестью,
а романом. (Авторское определение жанра очень важно).

Blake Galbreath
UVa