Nepravy isk/nepravoe delo

Paul B. Gallagher paulbg at PBG-TRANSLATIONS.COM
Wed Dec 22 10:55:45 UTC 2010

FRISON Philippe wrote:

> Dear List members,
>
> Could you provide me with a definition of "неправый иск"
> (nepravy isk) or "неправое дело" (nepravoe delo)?
>
> (No relation with Lukashenko's repression).
>
> Does it mean "deemed to be lost" or something like "malevolent"?

Seems to be an "unjust cause":

Google
	"неправое дело" cause
and you'll get:

<http://www.setbook.org/books/series/serie12754.html>
За Неправое дело / Prisoners sentenced to death on the Eastern Front.
For unjust cause. ...

<http://en.academic.ru/dic.nsf/enwiki/168369>
devil's advocate — 1) 'адвокат дьявола' (человек, защищающий неправое
дело или неправильное положение) ...

<http://newmusic.ru/forum/french-espana/32166/bruno-pelletier-la-voix-d-or-du-quebec-volume-36.html>
Брюно, ты читаешь (газеты)каждый день, ты получаешь информацию, и после
11 сентября на первых страницах всех газет - борьба с терроризмом. Как
ты на это смотришь? Не защищая неправое дело* Джоржа Буша, как ты это
видишь? Ирак, коалиции с Канадой, все это? ...

*выражение faire l'avocat du diable имеет несколько близких по смыслу
значений: защищать неправое дело, защищать заранее проигранное дело,
выступать адвокатом дьявола. Откровенно говоря, не соображу, что здесь
по смыслу лучше.

<http://www.newsland.ru/News/Detail/id/431685/>
Грузия для грузин! - это лозунг Гамсахурдиа, а осетины и абхазы подумали
иначе. Но только через 16 лет стали свободными от Грузии - независимыми
государствами на тех территориях, которые были всегда осетинскими и
абхазскими. Этого не желают знать грузины, но это их личное горе и никто
им в этом не поможет и не обязан помогать. Неправое дело не может побеждать.

<http://adelanta.info/library/fantastic/839.html?part=5&lan=both&pages=5>
Глава XLIV
  - Я равно не хочу и пользоваться его доспехами и предавать его тело на
позор, - сказал рыцарь Айвенго. - Он сражался за веру христианскую. А
ныне он пал не от руки человеческой, а по воле божьей. Но пусть его
похоронят тихо и скромно, как подобает погибшему за неправое дело. Что
касается девушки...

Translation of Scott's /Ivanhoe/; here's the source text, shown side by
side:

"I will not despoil him of his weapons," said the Knight of Ivanhoe,
"nor condemn his corpse to shame -- he hath fought for Christendom --
God's arm, no human hand, hath this day struck him down. But let his
obsequies be private, as becomes those of a man who died in an unjust
quarrel. -- And for the maiden -- "

<http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=7796&fullview=1&order=&user_id=1384>
Кроме того, о точках зрения вообще: можно геройски погибнуть и за
неправое дело. Возьмем испанскую гражданскую: смерть Луиса Москардо и
жертва его отца прекрасны, не взирая на то, как относиться к
франкистскому - путчу? или восстанию? - в общем, к тому, на чьей стороне
они стояли. А мало ли было таких луисов на той же войне среди - красных?
республиканцев? - в общем, на противоположной стороне? Имен не знаю, но
думаю, что хватало. В том числе среди тех добровольцев, что пошли туда,
не умея толком в руки взять автомат, и своим больше мешали, чем
помогали. Если смотришь только со своей кочки зрения и не видишь
героизма противника - пусть не в сражении, но после такового, - то это
знак того, что интеллектуальной честности, увы, не хватает.

--
War doesn't determine who's right, just who's left.